Большинство материалов этой библиотеки было взято из различных источников в И-нете.
Часть отсканирована и оцифрована мной лично. В случае, если размешение какого-либо материала в этой библиотеке является нарушением Ваших авторских прав
или противоречит действующему законодательству, просьба
связаться со мной по E-mail |
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / Глава 5. РЕПУТАЦИЯ
Летом 1993 года компания ПЕПСИ-КОЛА пережила
несколько шоковых известий. Начиная с 4 июля, пика летнего сезона, когда
спрос на прохладительные напитки обеспечивает сама матушка-природа, вдруг
стали появляться газетные сообщения о том, что внутри некоторых фирменных
банок оказались ОБЛОМКИ ИГОЛОК от шприцев для внутривенного и подкожного
вливания!
Компания недолго находилась в замешательстве. Новая
ситуация мгновенно была осмыслена, план действий, спасающих РЕПУТАЦИЮ
ПЕПСИ-КОЛА тотчас же вступил в стадию практического осуществления. Вскоре
почти 200 местных газет, подписчики которых традиционно предпочитали
покупать ПЕПСИ, опубликовали материалы (подготовленные самими редакциями,
т.е. не оплаченные заранее), выражающие доверие компании, уверенность в
добром имени напитка, традиционно соответствующего самым строгим
требованиям соответствующих инстанций США. (В данном случае - Ассоциации
производителей продуктов питания и медицинских препаратов).
Вслед
за этим по местным ТВ-каналам прошла волна рекламных роликов, затем -
выступление Президента компании и видеоклип, показывающий технологические
линии фирменных предприятий, сама конструкция которых исключает
проникновение посторонних ингредиентов в знаменитую фирменную банку.
Одновременно с этим сообщалось, что специальная КОМАНДА "КРИЗИСНОЙ
СИТУАЦИИ" в составе 12 человек приступила к работе. Выступил по ТВ и
официальный представитель Американской Ассоциации производителей продуктов
питания и медицинских препаратов. Свои заверения в честности и
профессиональной компетентности сотрудников своего ведомства он сопроводил
заявлением: мистификаторов и обманщиков ждет судебное разбирательство (250
тыс. долларов ШТРАФА ЗА УЩЕРБ РЕПУТАЦИИ плюс пять лет тюрьмы). Через
неделю частные детективы, нанятые компанией, сумели заснять портативной
телекамерой нескольких субьектов, украдкой бросавших в открытые банки
злополучные иголки и обломки шприцев. Злоумышленники заполняли уже бланк
рекламации покупателя, расписывая в красках "неожиданную" находку в банке,
когда были АРЕСТОВАНЫ. Видеоматериал немедленно был показан в тех штатах,
где, собственно, и разгорелся сыр-бор. Начиная с этого ТВ-сюжета,
напряжение общественного интереса к происшествию стало быстро спадать. И
спустя некоторое время компания обьявила, что инцидент уже не оказывает
никакого влияния на сбыт готовой продукции. Непоколебленные происками
(конкурентов?) имидж и репутация компании с новой силой продолжали активно
продвигать популярный напиток на рынок. (Advertising Age, 1993, June, pp.
1, 46).
РЕПУТАЦИЯ - бесценный капитал фирмы. Потерять доброе имя,
"потерять лицо" в условиях развитых рыночных отношений означает конец
карьеры предпринимателя, крах фирмы. Хозяева компаний и корпораций
прекрасно понимают это обстоятельство и постоянно следят за поддержанием
своей репутации среди конкурентов, партнеров, а всего больше - среди
потребителей. Эта потребность товаропроизводителей - сохранить репутацию -
удовлетворяется постоянной и целенаправленной рекламой, системой
взаимосвязанных акций специалистов Паблик Рилейшнз, направленных на
создание благоприятного отношения к фирме сегодня и в будущем.
ЭТОТ
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ специалистов Паблик Рилейшнз называется и корпоративной
рекламой, и престижной, и институционной, и имидж-рекламой. Суть этих
терминов одна - подчеркнуть в ПР-обращениях мотив процветания фирмы,
прочность ее материально-финансовых возможностей, высокий профессионализм
ее сотрудников, новейший технологический уровень производства. Все эти
доводы направлены не на немедленное приобретение товаров фирмы, не на
немедленную покупку, а на создание благожелательного отношения потребителя
к фирме вообще, к ее коллективу и руководству, на целенаправленное
создание престижа фирмы и ее продукции, неизбежно удовлетворяющей самые
взыскательные вкусы потребителя. И именно высокий престиж фирмы, ее
репутация создают будущий рынок, готовят его.
ОТЛИЧИЕ
ПРЕСТИЖНОЙ РЕКЛАМЫ ОТ ТОВАРНОЙ Престижная реклама известна
давно. Раньше она обычно сводилась к одному - к неумеренному восхвалению
фирмы, ее товаров и услуг. Теперь фирмы строят свой престиж другими
приемами. Им важно показать свое отношение к актуальным проблемам
современности, к народным бедствиям, к кризисам в экономике и т.п. Таким
путем фирма оказывает воздействие на формирование благопримтного
общественного мнения, на законотворчество.
Кроме этого,
существенного отличия престижной рекламы от товарной, существуют и
функциональные различия между ними. Чтобы психологически подготовить
потребителя к предстоящей покупке, престижная реклама:
ИНФОРМИРУЕТ
о деятельности фирмы, ее традициях, производственных
возможностях; ВНУШАЕТ ДОВЕРИЕ к фирме, подчеркивая ее высокую
репутацию; ПОДЧЕРКИВАЕТ ВЫСОКУЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ фирмы на рынке (в
сопоставлении с другими фирмами); ГОТОВИТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ТОВАРНОЙ рекламы, создавая готовность следовать в будущем идеям товарной
рекламы; НАПОМИНАЕТ о фирме пропагандой товарного знака, фирменного
стиля.
Эти функции рекламные службы реализуют без нажима, ссылаясь
на мнение авторитетов, не навязывая готовых решений.
Престижная
реклама, таким образом, постоянно напоминает о существовании фирмы, ее
имидже, ее текущей и перспективной деятельности, ее отличии от себе
подобных. Конечно, эти напоминания не продают товар в самый момент
публикации ПР-обращения, но они все до одного связаны с будущими продажами
и приобретениями. При этом нельзя показывать только прошлые успехи, нужно
обязательно эти достижения вчерашнего дня связывать с новыми программами и
планами. Не нужно, далее, "придираться" к промахам или слабостям
конкурентов - этот "ход" наносит ущерб прежде всего инициатору таких
действий: под сомнение ставится объективность в оценках собственной
продукции (потребитель считает, что, переходя от критики конкурента к
восхвалению собственных товаров, мы так же пристрастны и субъективны, как
только что проявили себя в словесной борьбе с конкурентом).
ДРУГИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к престижной рекламе, т.е. к созданию
репутации: - не забывать предыдущую свою рекламу и ПР-акции (они
воспринимаются потребителями как точка отсчета роста качества,
разнообразия ассортимента и т. п.); последующая реклама не должна быть
"хуже" предыдущей, во всяком случае, она не может снижать уже достигнутый
уровень престижа фирмы;
- не переоценивать значение напоминающей
рекламы (все, что она может сделать при постоянном к себе внимании, это
увеличит реализацию фирменной продукции всего на несколько процентов;
впрочем, для "большого бизнеса" этой толики достаточно, ведь впридачу к
нескольким процентам остается самое бесценное - репутация как обещание
будущего успеха и процветания, стабильного спроса и предсказуемого
дохода).
ДВА САМЫХ НАДЕЖНЫХ объекта престижной рекламы - это
любая экологическая программа, во-первых, и любая благотворительная акция,
во-вторых (включая такие сферы, как спорт, здравоохранение, культура,
образование, искусство). ПР-обращения, связанные с этими областями
деятельности (престижная реклама), имеют целый ряд как непосредственных,
так и отдаленных эффектов:
- поддерживается образ богатой,
процветающей фирмы, способной финансировать не только собственное
производство, но и формально "невыгодные" для нее мероприятия;
-
акцент гуманитарных ценностей привносится в имидж фирмы, при этом
демонстрируется бескорыстная забота о слабых и беззащитных;
-
потребитель сознает свою посильную причастность (через покупку
рекламируемой таким образом вещи) к доброму делу; этот признак выделяет
фирму из ряда подобных, делает ее торговые предложения предпочтительными
для будущих покупателей.
Рубрика в газете: "ИМИДЖ-РЕКЛАМА" Такая
рубрика предваряет публикации, создающие благоприятный имидж фирмы в
глазах общественного мнения. Ориентация на мнение всего общества связывает
имидж-рекламу с миром ценностей общественного бытия.
ОБЩЕЗНАЧИМАЯ
ПРОБЛЕМАТИКА постоянно подчеркивается в материалах косвенной рекламы,
посвященных одной и той же фирме (защита детства и материнства, здоровье
народа и т. п.).
СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА продукции -
последовательная популяризация этой работы, постоянный рост качества - эта
тема находит благоприятный отклик у потребителей.
ЗАЩИТА ПРИРОДЫ,
усилия фирмы по оздоровлению воздушного и водного бассейнов также
симпатичны всем нашим современникам.
ДРУГИЕ ВЫИГРЫШНЫЕ для
формирования благоприятного имиджа направления деятельности - безотходная
технология, охрана прав потребителей, спонсорство, благотворительность,
дети-сироты, сохранение и реставрация памятников культуры и т. п. Эти и
другие темы способны создать рекламодателю благоприятную репутацию, имидж
разумного бизнеса, чуждого рвачества и голой
наживы.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕПУТАЦИЯ Участие
предпринимателя, политика в экологическом движении - одна их новых и
перспективных линий развития рекламного искусства. Несомненно, эта область
тесно связана с проблематикой Паблик Рилейшнз. Через экологизацию рекламы
мы выходим и здесь на очевидный результат - создание особой, экологической
репутации фирмы (организации) посредством таких инициатив,
как:
ПОДДЕРЖКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕССЫ, спонсирование ее мероприятий,
самого существования; РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ путем
популяризации коммерческих проектов охраны природы, внедрения новейших
очистных сооружений и т. п.; ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АКЦИЙ, движений,
марафонов и т.п. (типа "Караван жизни", "Очистим Эльбрус" и
др.);
СПОНСОРСТВО отдельных мероприятий (лесовосстановительные
работы, создание зоны отдыха и т. п.);
УЧРЕЖДЕНИЕ ПРИЗОВ, ПРЕМИЙ,
наград и т.п. энтузиастам "зеленого движения", авторам экологических
проектов;
СОТРУДНИЧЕСТВО с активистами "зеленого движения" в
общественно-политической области (клубная работа, предвыборные кампании и
пр.).
ДРУГИЕ НАПРАВЛЕНИЯ рекламной деятельности, "работающие" на
репутацию, - это реклама на специалистов и
контрреклама.
РЕКЛАМА НА СПЕЦИАЛИСТОВ целиком
посвящена целям Паблик Рилейшнз. Она так же, как и престижная реклама, не
требует от потребителя немедленного приобретения товаров. Ориентация в
данном случае другая - обратиться к отдельным лицам, имеющим авторитет в
своем ближайшем окружении, чтобы через них передать представление о
репутации фирмы (например, зубной врач рекомендует своим пациентам
приобретать новое лекарство, диетический продукт питания и пр.).
Фирма-производитель, таким образом, дистанционно, с некоторой паузой в
процессе продаж, обеспечивает будущий спрос. При этом ФИРМА
ПООЩРЯЕТ:
- личное потребление самих специалистов, подчеркивая
момент престижности потребления рекламируемых товаров; -
благожелательные отзывы о фирме, адресованные клиентам, рекомендации и
советы будущим покупателям (следуйте, мол, примеру
специалиста).
КОНТРРЕКЛАМА употребляемая в
целях Паблик Рилейшнз, никогда не должна порочить имидж конкурента (равно
как и любой другой фирмы). Существует всего несколько поводов обращения к
средствам контррекламы:
1. Нужно ответить на враждебный выпад в
средствах массовой информации (независимо от источников порочащих
сведений). Пример на этот счет приведен в начале этой главы.
2.
Нужно быстро исправить неточность, ошибочную информацию, полученную
потребителями из каких-либо рекламных средств. Лучший способ
нейтрализовать сбой рекламной информации газетными публикацими (они самые
эффективные в этой ситуации). Исправляя имидж и репутацию фирмы, эти
публикации (любого жанра, любого объема!) действуют как
ПР-обращения.
Контрреклама на ТВ неэффективна, т. к. она неизбежно
вносит недоверие к ранее показанному ролику. ТВ-реклама действует в
основном на эмоциональное сознание зрителя; контрдоводы, уместные в
газетном материалы (они рассчитаны на логическое сознание), не
воспринимаются на 100 процентов в ТВ-обращении. Телевизионная контрреклама
бьет бумерангом по рекламодателю, не исправляя "подмоченную"
репутацию.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ "ТАБУ" КОНТРРЕКЛАМЫ,
уберегающие от ошибок и удерживающие от ненужных расходов по поддержанию
репутации:
НЕЛЬЗЯ 1. выходить на потребителя без четкого
уяснения того, что нужно изменить в сознании потребителя; 2.
рассчитывать на немедленный успех единственного выступления (чаще всего
требуется серия разнообразных действий и выступлений в средствах массовой
информации, как это сделала компания ПЕПСИ-КОЛА в кризисной
ситуации); 3. строить текст как официальные опровержения; мотив
сожаления, живого человеческого переживания, чувства досады в связи с
нелепыми ошибками или происшествиями, выражаемые самим руководителем
фирмы, - все это необходимейшие элементы ПР-обращения, призванные создать
личностное отношение к репутации, вызвать доверие и сочувствие
публики; 4. обращаться к потребителям языком терминов и специальной
лексики (живая речь, бытовые обороты в литературном, разумеется,
воплощении, подходят здесь лучше всего); 5. забывать предыдущее удачное
рекламное выступление - контрреклама должна исходить из него, обновить его
влияние; 6. медлить с рекламным контрдействием (рекламными
опровержениями); реакция должна быть мгновенной, дабы не потерять не
только "лицо фирмы", но и рынок ее вообще.
НОСИТЕЛИ
РЕПУТАЦИИ в наиболее эффективной форме - это фирменное
ПР-обращение (создается по канонам "ньюз" или журналистики новостей), а
также рекламный стиль фирмы (другое название - фирменный стиль), основными
элементами которого являются товарный знак, слоган, оформление деловой
документации, рекламно-информационные материалы в виде буклетов,
проспектов и пр.; сувениры и т.п.;
СОЗДАНИЕ ФИРМЕННОГО
ПР-ОБРАЩЕНИЯ начинается с выбора наиболее подходящего
рекламного средства. Затем нужно определить исполнителей замысла, чтобы
приступить к составлению плана действий. Все эти три момента находятся в
сфере постоянного внимания руководителя ПР-агентства или ПР-отдела,
получившего заказ на спасение, поддержание или защиту фирменного
имиджа.
Бригада специалистов обдумывает и находит ответы на такие
важные вопросы, как - как затронуть мотив личной выгоды, личного
интереса потребителя? - в какой степени продукция фирмы удовлетворяет
рынок? - что будет, если реклама фирмы не "сработает"? - готова ли
наша целевая группа потребителей поверить рекламе? Общим ответом
на эти вопросы и должен стать искомый текст ПР-обращения, подчиненный
общей стратегии фирменной рекламы.
ФИРМЕННОЕ ПР-ОБРАЩЕНИЕ - ЭТО НЕ
ТИПИЧНЫЙ РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ Корпоративная реклама настолько подчинена
требованиям ПР, что само слово "реклама" в ее названии не несет
традиционного смысла. Все дело в коренном различии типов текста фирменной
и обычной, традиционной (торговой) рекламы.
Текст фирменной рекламы
предназначен для прессы, и поэтому он не может не учитывать правил
построения информационных материалов для газеты. Этот текст должен нести
НОВОСТЬ (что важно и для газеты), и поэтому он строится по схеме
"новостной" журналистики (перевернутая пирамида).
СУТЬ
РАЗЛИЧИЯ: Традиционная реклама содержит такие базовые
элементы, как слоган, или рекламный лозунг; иллюстрация, текст, созданный
по правилам рекламного обращения; логотип (словесный или товарный знак);
реквизиты фирмы.
Фирменное ПР-обращение строится по требованиям
"ньюз" или "паблисити". Самые важные элементы текста выносятся в его
начало, в первый абзац - лидер-абцаз, или просто ЛИД. Кроме существа дела,
заявленного сразу, текст содержит также подробности меньшей значимости,
заканчиваясь ударной фразой, навсегда западающей в сознание читателя.
Базовые элементы здесь: заголовочный комплекс, ЛИД, иллюстрация, ударная
заключительная строка.
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ Все
основные элементы фирменного комплекса (товарный знак, слоган, деловая
документация, печатные материалы, сувениры и т. п.) несут в контексте
Паблик Рилейшнз вполне определенную функцию. Фирменный стиль каждым своим
компонентом напоминает о фирме (организации); воскрешает
благоприятные (или неприятные) впечатления; ассоциирует фирму с
определенными людьми - ее сотрудниками, отделами,
руководителями; указывает на партнера (или конкурента). Фирменный
стиль психологически готовит аудиторию к сотрудничеству, побуждая людей
многократно обдумать возможное приобретение фирменной вещи. Это -
подлинный катализатор зрелого размышления публики перед принятием
решения.
КОМПЛЕКС РАЗЛИЧНЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ рекламы,
созидающих фирменный стиль, согласованно, по единой концепции "строит"
благоприятный образ рекламодателя, его предприятия. В ход при этом идут
орудия "главного калибра", так называемые константы стиля: цвет и графика,
фирменный шрифт и слоган, товарный знак как в словесном, так и в
графическом, символика и фирменный блок (реквизиты предприятия вместе с
товарным знаком).
РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО фирменного стиля обширно.
Это, во-первых, деловая корреспонденция, изящно украшенная элементами
престижной рекламы, напоминающая о предпринимателе и его деле. Фирменный
бланк, конверты, визитки представляют фирменный стиль в ежедневном деловом
общении. Этот стиль имеет и праздничную, "нарядную" форму проявления:
пригласительный билет, значки-сувениры, подарочные экземпляры папок,
сумок-пакетов, записных книжек, кален дариков и пр. Вся эта неординарная
продукция способна проникать и надолго "застревать" там, где не обитает ни
один другой образец и стиль рекламного воздействия - в записных телефонных
книжках, в папках бумаг "для доклада", интерьерах домашнего кабинета и
пр.
Выставки - превосходное место реализации фирменного стиля,
работающего на долгосрочную репутацию. Именно здесь предстает в
блистательном разнообразии художественно-технологический подход в создании
благоприятного, празднично-привлекательного образа фирмы. Нужное
впечатление создается и интерьером, и конструкцией (дизайном) выставочного
стенда, и атрибутикой, находящейся в распоряжении стендистов,
консультантов и другого обслуживающего персонала.
Наконец,
последнее по счету, но не последнее по важности - слоган l или рекламный
лозунг, неизменно сопровождающий каждое упоминание фирмы в рекламных
материалах всех видов. Слоган равнозначен (если не сильнее) по воздействию
на публику силе всего текста обращения. Конечно, имеется в виду удачный
слоган, достойный специальной регистрации наряду с товарным знаком и
другими элементами фирменного блока. Легче сказать, каким должен быть
слоган, чем создать маленький шедевр по самым авторитетным рекомендациям.
И тем не менее: слоган должен быть кратким, выразительным, однозначным при
восприятии, без двусмысленностей в подтексте и в самом звучании слов.
Слоган должен быть, далее, легко и непринужденно воспринят целевой
аудиторией. Мастером слогана был В.В. Маяковский:
"Нигде кроме, как
в Моссельпроме", "Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых
лет".
Из современных более или менее удачных образцов, приведем вот
этот: "Журнал "Здоровье" - это то, что вам
нужно".
"СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ", или КОНСТАНТЫ,
РЕПУТАЦИИ По аналогии с элементами, созидающими имидж,
определим константы репутации.
Отчеты (годовые, квартальные):
укрепляют представление о процветании фирмы.
Формирование политики
фирмы: дает представление партнерам о прочности и надежности контактов с
создателями долгосрочных программ и планов.
Пресса для фирмы
(многотиражки): постоянно информирует коллектив о главных событиях в жизни
фирмы, укрепляет корпоративную солидарность руководства, служащих,
рабочих.
Дни открытых дверей: демонстрация открытости, дружелюбия и
готовности к сотрудничеству.
Экскурсии: укрепление связей с
партнерами, поиск новых связей.
Личные звонки партнерам,
потребителям: укрепляют новые связи, привносят в отношении личностные
моменты.
Ответ на письма, на телефонные звонки: подтверждают
внимательное отношение фирмы к каждому человеку, каждому
потребителю.
Подготовка новых законов (легальное лоббирование):
показывает заботу фирмы о правовом обеспечении новых программ, будущей
деятельности.
Публичные выступления: умение вести живой,
непринужденный диалог с любой аудиторией, демонстрация наглядной
привлекательности имиджа руководителя.
Участие в официальных
мероприятиях по месту жительства, в своем районе (городе): подтверждение
готовности участвовать в общественно полезных, благотворительных в том
числе, акциях; подтверждение определенной политической позиции,
мотивированного отношения к правительству.
Престижная реклама:
постоянная уверенность в успехе фирмы.
Специальные радио- и
ТВ-программы (оплаченное фирмой эфирное время): наглядная демонстрация
богатства фирмы, ее интересов не только в бизнесе, но и отражение
информационно-развлекательных интересов своих потребителей; планомерное
формирование потребно стей целевой и массовой аудиторий.
Прямая
почтовая рассылка: поддержание и практическое использование сложившихся
связей с целевой аудиторией; заинтересованность фирмы иметь дело с теми,
кто действительно нуждается в ее услугах.
Интервью и другие
материалы в печати.
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
Глава I. КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
Глава 2. PR-ОБЩЕНИЕ
Глава 3. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ ПО ПОЧТЕ
Глава 4. ИМИДЖ
Глава 5. РЕПУТАЦИЯ
Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Глава 7. КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 8. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ С ПРЕССОЙ
Глава 9. ПРЕСС-РЕЛИЗ
Глава 10. ИНТЕРВЬЮ В ЦЕЛЯХ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
Глава 11. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Глава 12. ОРГАНИЗОВАННЫЕ СОБЫТИЯ (МЕХАНИЗМ ПАБЛИСИТИ)
Глава 13. ПР-КАМПАНИЯ
Наша кнопка |
Если у Вас есть материалы, соответствующие тематике
библиотеки, или Вы нашли в И-нете книгу, которой нет у нас, пожалуйста,
присылайте их к нам или скиньте на E-mail
ссылку на адрес, где их можно взять. Все это делается исключительно
для Вашего удобства, что бы Вы всегда могли найти полезный материал
собранным в одном месте, а не разбросанным по десяткам сайтов
и книжных полок:)
|
Deforum.ru/ |
|