Большинство материалов этой библиотеки было взято из различных источников в И-нете.
Часть отсканирована и оцифрована мной лично. В случае, если размешение какого-либо материала в этой библиотеке является нарушением Ваших авторских прав
или противоречит действующему законодательству, просьба
связаться со мной по E-mail |
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / Глава 11. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Все
виды этикета (делового), дипломатического, придворного, официального,
военного и пр.) предусматривают церемониал знакомства. Представление
одного человека другому происходит, как и требуют правила, при
посредничестве третьего лица.
В сфере Паблик Рилейшнз обряд
знакомства людей и организаций строится по другой схеме (если не
сценарию). Они сами представляют себя публике. И называется все это
действо одним словом:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕЙСТВУЮЩИЕ
ЛИЦА презентации - руководитель или официальные представители тех
структур, которые выходят на связи с общественностью, вступают в деловой
мир. Они - хозяева площадки. Вторая позиция списка участников -
приглашенные гости (журналисты, коллеги, друзья). Третья группа участников
- специалисты ПР, ответственные за проведение данной презентации.
Четвертая группа - технический персонал.
ОПЕРАТИВНЫЙ ПОВОД
презентации - рождение нового субъекта общественных отношений (после
процедуры всякого рода оформлений, согласований, создания всей необходимой
документации и т.п.). Новые субъекты ПР - это фирма, производственное
предприятие, официальная структура (ведомство, департамент, министерство),
учреждение культуры и т.п.
ВТОРОЙ ПОВОД презентации - реальные
результаты деятельности официальных или коммерческих структур (новая
программа деятельности, новые правила или законы, выход в свет нашумевшей
книги, премьера в театре, открытие благотворительного аукциона и т.д. и
т.п.).
ПЛАН презентации включает краткое изложение целей
мероприятия, основные характеристики целевой аудитории, сжатую
формулировку концепции (замысла) устного ПР-обращения, тематику
пресс-релизов, перечень видеосюжетов, плакатов, таблиц, диаграмм и других
средств визуального обеспечения темы.
СЦЕНАРИЙ состоит из
последовательного (с указанием продолжительности в минутах) перечисления
основных событий презентации - открытие, вступительное слово ведущего,
произнесение (оглашение) ПР-обращения, другие выступления, ответы на
вопросы, закрытие, неформальное общение (фуршет, дегустация, дивертисмент,
осмотр выставки, демонстрация видеороликов).
ВЕДУЩИЙ следит за
соблюдением сценария, придерживается регламента.
ПР-ОБРАЩЕНИЕ
зачитывается или произносится в режиме импровизации, в стиле экспромта.
Текст тщательно готовится заранее, репетируется и проверяется на
восприятие небольшой аудиторией.
ПРЕСС-РЕЛИЗ, ВИДЕОСЮЖЕТЫ дублируют
(в творческих формах этих специфических произведений ПР) основные идеи
презентации.
ПРЕСС-ГРУППА и ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ заняты распространением
пресс-релизов, проспектов, буклетов и т. п. Пресс-секретарь общается с
журналистами, договаривается о публикациях и ТВ-передачах.
СМЕТА
РАСХОДОВ включает постатейный перечень затрат (аренда помещения, стоимость
технического обеспечения, расходы на фуршет или дегустацию и т.
п.).
ДОГОВОР С ПР-АГЕНТСТВОМ указывает, какую часть плановых
мероприятий выполняют специалисты (ПР-мэны), стоимость их услуг, форму
оплаты, реквизиты сторон, формы взаимной ответственности исполнителя и
заказчика.
ЦЕЛИ ПРЕЗЕНТАЦИИ Каждая презентация
последовательно решает несколько задач:
ОПОВЕЩЕНИЕ о событии,
достойном внимания аудитории. Результат: абстрактное знание, не всегда
связанное с интересами людей.
ПРИОБЩЕНИЕ аудитории к деятельности,
программе, целям и задачам организации или структуры, проводящей
презентацию. Планируемый результат: аудитория принимает идеи презентации,
включает их в круг своих интересов и предпочтений.
СОДЕЙСТВИЕ целям
и задачам фирмы, организации, политической программы и т.п. Планируемый
результат: конкретные действия целевой аудитории, соответствующие идеям
презентации, замыслу ПР-обращения.
Таким образом: ОБЩАЯ
СТРАТЕГИЯ презентации строится сначала на внушении доверия к фирме,
организации и т.п., переходя затем к убеждению, к включению привычного
поведения потребителя в последовательности определенных акций, действий,
поступков, предлагаемых в ПР-обращении.
Или другими словами:
стратегия презентации - это единство оповещения, приобщения и
содействия.
НЕГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВЛЕЧЬ участников
и гостей презентации (нельзя пренебрегать этой стороной дела, но не нужно
только к развлечению и сводить все дело).
ПОНРАВИТЬСЯ публике в те
моменты, когда выступает главный оратор, когда дистанционно включаются
видеокамеры и т.п.
УДИВИТЬ аудиторию стилистическими красотами
текста ПР-обращения.
Все должно быть в меру. Незаметное отступление
от вкуса, традиции безнадежно портит прекрасные планы и самые дерзкие
проекты.
Без элементов развлечения презентация рискует превратиться
в скучное СОВЕЩАНИЕ.
Зачем нравиться публике? Опытные организаторы
паблисити знают, что сначала нравятся носители идей, а затем и сами идеи.
Если команда презентации активно не нравится аудитории (небрежно одеты,
плохие манеры и т.п.), это означает, в конце концов, что не понравятся и
цели всего мероприятия. Организаторы сами создадут атмосферу ОТТОРЖЕНИЯ
ЦЕЛЕЙ.
Не удивить чем-нибудь публику на презентации, значит не
выделить это мероприятие из ряда подобных. Что-то должно быть
неповторимое, оригинальное, непохожее, уникальное (сувенир, талисман,
буклет, редкая книга и т.п.). Презентации новой книги легче всего решают
эту проблему.
Естественно, не следует сопровождать презентацию
бесконечным каскадом оригинальных придумок, чтобы не превращать ее в
АТТРАКЦИОН.
КОНЦЕПЦИЯ УСТНОГО
ПР-ОБРАЩЕНИЯ Составитель речи (выступления) для официального
представления фирмы, организации и т. п. начинает свою работу с выработки
концепции ПР-обращения, т.е. определяет планируемые результаты (см. "Цели
презентации"). При этом учитываются следующие реалии:
КОНЕЧНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ презентации (среди всех возможных последствий определяется
доминирующее, с которым соподчиняются наши цели).
АУДИТОРИЯ: как
она отреагирует на презентацию (что примет из рекомендаций для себя, ее
предрассудки и предпочтения, интересы и потребности, какая манера общения
принимается или отторгается и пр.).
ИДЕИ И АРГУМЕНТЫ, главные мысли
и факты: нужно оценить, насколько надежно они увязаны друг с другом,
убедительны с психологической стороны и доказательны с чисто логической
точки зрения.
СЦЕПЛЕНИЕ основных идей ПР-обращения с интересами и
потребностями аудитории: должен быть найдет простой способ включения идей
презентации в привычное поведение потребителей, в процесс принятия ими
решения.
ОРАТОР, т. е. официальный представитель фирмы, хозяин
презентации: имеет ли он необходимые данные для публичного выступления?
Способен ли он точно воплотить замысел презентации? Нуждается ли он в
специальной репетиции или удачно работает в режиме
импровизации?
БЕЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ можно обойтись? Велики ли потери в
том случае, если презентации вообще не проводить?
Цена бездействия,
цена возможных потерь, несомненно, новым светом озарит всю создаваемую по
частицам концепцию презентации.
КТО ПИШЕТ РЕЧЬ
ОРАТОРУ? ТОЛЬКО СПЕЦИАЛИСТ по связям с общественностью. Иного
не должно быть, потому что эта "речь" - не свободный поток сознания
начальника, не упражнения в остроумии и т.п., а устное
ПР-обращение. Это обращение создается по своим правилам. В нем важно
все - и паузы, и порядок слов, и интонация. И конечно, аргументация,
приемы внушения, способы убеждения слушателей, призывы действовать так,
как советует оратор. Именно эти стороны "речи" и привносятся оратором и
только им. Вклад его в успех не менее значителен, чем работа составителя
текста. Оратор и текстовик обязаны работать порознь, не подменяя друг
друга.
Вспомним, как возрастает сила обращения политического
лидера, подготовленного знатоками, т.е. ОРАТОРА. Пример такого разделения
труда мы видим в эстрадном искусстве, в творческом содружестве
писателя-сатирика и актера-исполнителя, чтеца,
декламатора.
СТРУКТУРА УСТНОГО
ПР-ОБРАЩЕНИЯ Текст ПР-обращения пишется с учетом норм
восприятия устной звучащей речи. Такое обращение нельзя начинать, как
газетный репортаж, с лидер-абзаца, т.е. с первой фразы сообщать самую
потрясающую новость.
ВСТУПЛЕНИЕ устного ПР-обращения должно
подготовить аудиторию к слушанию прежде незнакомого им человека. Первые
фразы должны адаптировать слух людей в зале к тембру, громкости голоса,
интонации, дикции оратора. Внимание аудитории естественным образом
активизировано (люди вслушиваются!). И после первых фраз вступления, не
обязательно связанных с темой презентации, важно направить это внимание на
суть дела.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ заявляются вслед за
вступлением. Эту часть связать с сенсацией, самыми последними
новостями. В общем объеме обращения изложение идей занимает третью часть
текста (1/3).
КОММЕНТАРИЙ изложенных идей требует, в свою очередь,
также третью часть текста (1/3).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ обращения,
повторяет концептуальные идеи - в другой форме, другими словами, без
повторения формулировок. Вместе с вступлением заключение образует
"оставшуюся" 1/3 текста.
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТОРОНА текста должна быть
безупречна, соответствуя нормативным требованиям относительно стиля,
лексики, выразительных средств и т.п.
ПОДТЕКСТ
ПР-ОБРАЩЕНИЯ Каждое удачное ПР-обращение связано с интересами,
потребностями и поведенческими мотивами целевой аудитории. Эта связь и
есть подтекст обращения.
Обычно эта творческая задача решается так:
вступление затрагивает (обозначает) область ИНТЕРЕСОВ, потребностей и
поведения аудитории, концептуальная часть предлагает РЕШЕНИЕ жизненных
проблем аудитории; в заключение рассказывается о каком-либо человеке,
конкретном представителе целевой аудитории, который с выгодой для себя
делает то, что рекомендует фирма (компания,
организация).
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ В сценарии любой
презентации предусматривается беседа с публикой, диалог, ответы на
вопросы. Эта часть мероприятия должна быть минимальной по времени, - если
предусмотрены какие-то виды неформального общения в конце
презентации.
РАСШИРЕНИЕ КОММЕНТАРИЕВ достигается ответами на
вопросы.
НОВЫХ ПРОБЛЕМ в ответах на вопросы ставить не надо, чтобы
не отвлекать внимание публики от главной темы.
ПОДДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ
аудитории к идеям презентации - естественный результат диалога в конце
мероприятия (когда интерес зала к мероприятню несколько
ослабевает).
ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ
ПРЕЗЕНТАЦИИ Кроме бесед в режиме ВОПРОС-ОТВЕТ, организаторы
презентации, т.е. ПР-агентства, отделы и службы, используют и другие
приемы поддержания интереса к своей работе. Вот некоторые из
них.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ презентации определяет ее успех или неудачу.
Время должно быть оптимальным. Правило: именно сегодня приглашаем гостей,
завтра - поздно, вчера - рано. Специалисты ПР (вместе с социологами) умеют
точно выбрать нужное время, учитывая такие обстоятельства, как конъюнктура
рынка, деятельность конкурентов, сезонные явления производства, состояние
общественного мнения и т.п.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - в деталях плана, В
МЫСЛЯХ, в самом ходе презентации (интерьер оформления зала, сувениры,
культурная программа и т.п.).
В КОРОТКОЕ ВРЕМЯ сказать многое - это
правило ориентирует на динамичные, строго выверенные по минутам
выступления, дополняемые информацией "на вынос", т.е. документами,
пресс-релизами, памятками, раздаваемыми пресс-службой.
ЮМОР надежно
растапливает ледок недоверия, возникающий при появлении оратора перед
незнакомой аудиторией. Оратор, исполняющий устное ПР-обращение, выбирая
шутии и анекдоты должен при этом оценить их уместность, хороший вкус,
избегая избитых острот и общеизвестных каламбуров. Плохие шутки убивают
интерес и внимание.
НОВОСТЬ, НОВШЕСТВО, НОВИНКА, - вокруг этих
понятий строится система аргументации. На эти слова делается акцент в
речах и пресс-релизах. Новинки торговли, новшества производства и
технологии, новость в явлениях общественно-политического свойства, - разве
не эти стороны жизни постоянно интересуют нас? Новое качество жизни и
отношений, заявленное в ПР-обращении, связывает личные интересы
потребителя с целями презентации, а его ожидания - с реалиями
жизни.
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ выступлений на презентации, в том числе и
устного ПР-обращения, требует сознательного ухода от стилистики и лексики
официальной речи, от техницизмов и иностранных слов, от пассивных оборотов
речи. Вместо этого следует чаще употреблять личные местоимения ("Я
представляю здесь...", "Мы предлагаем вам..." и т. п.). Уместны в этой
связи ссылки на мнение, суждение, реплику людей, хорошо известных
аудитории, являющихся авторитетами для них (популярный актер, знаменитый
ученый, известный политик, прославленный спортсмен и т.п.). Приемы
персонализации сближают ПР-обращение с личными интересами слушателей; они,
к тому же, неизменно внушают доверие к человеку ("одному из нас",
разделяющему общие увлечения и говорящему о себе и о людях - "МЫ"), мысли,
суждения, идеи которого данной аудитории нравятся, привычны, соответствуют
ее интересам, потребностям, ожиданиям.
В этом все дело. И все
искусство оратора (и составителя текста!) в том и состоит, чтобы найти
слова, вызвать эмоции, психологически совместимые с миром чувств
публики.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ оратора полностью соответствует требованиям
психологической аргументации. Приветствие, обращение ("господа!",
"коллеги!", "друзья" и т.п.), формы выражения просьбы, благодарности,
удовольствия и неудовольствия - эти и другие стороны эмоционального
спектра общения (и человеческих отношений) должны быть обдуманы и
приготовлены заранее, в расчете именно на данную аудиторию.
ЗНАЮ,
ЧЕМ ВЫ ДЫШИТЕ, знаю ваши потребности, ваши ожидания, ваш образ жизни и
поведения - это впечатление оратор несет публике прежде всего, конечно,
самим содержанием текста (речи), и также уверенной манерой общения,
готовностью к любым вопросам, умелой нюансировкой фразы.
ГОВОРЮ С
КАЖДЫМ И СО ВСЕМИ одновременно, - это непреложное правило телевизионного
общения здесь весьма кстати. Зрительный контакт с залом дополняется
доверительной интонацией (характерной для межличностного общения). И
никаких конспектов, никаких текстов в руках оратора!
Презентация не
может довольствоваться кругом лиц из целевой аудитории. Выход информации
расширяет круг заинтересованной публики, готовит будущий спрос и будущих
потребителей.
Контакты с прессой в связи с презентацией
осуществляются также ПР-агентством (ответственным за эту часть общего
плана сотрудником). При этом обычно договариваются о публикации таких
материалов, как:
ОБЪЯВЛЕНИЕ о предстоящей презентации (появляется
как обычный рекламный материал малых форм);
РЕПОРТАЖ с открытия
презентации, рассказывающий о событии в стиле "новостной"
журналистики;
ИНТЕРВЬЮ с кем-то из действующих лиц презентации
(официальным представителем, организатором ПР-обслуживания и
т.п.);
ПРЕСС-РЕЛИЗ, рассылаемый по редакциям и предлагаемый
журналистам на самой презентации (используется прессой по собственному
усмотрению, т.е. в удобное для газет время и в приемлемых для них
объемах).
АУДИО-ВИЗУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Включение
в сценарий презентации видеоматериалов (схемы, графики, таблицы, лозунги,
и транспаранты, слайд-фильмы, ТВ-клипы, видеоролики и пр.) воздействует на
аудиторию наилучшим образом, если это подключение целесообразно. При этом
не нужно стремиться к использованию максимального набора видеосредств, - в
каждой ситуации эффективны лишь некоторые из них. Да и расходная часть
сметы обязательно внесет необходимые уточнения: стоит ли заказывать самые
дорогие образцы компьютерной графики, видеороликов?
НУЖНО ЛИ ВООБЩЕ
средства аудио-визуальной поддержки для данной презентации? От ответа на
этот вопрос зависят и последующие действия. Организаторы презентации
должны в этом случае обратиться к прогнозам экспертов, опыту подобных
мероприятий в недавнем прошлом, к собственной интуиции,
наконец.
ДАНЬ МОДЕ или необходимость заказывать видеофильм, чтобы
показать его на презентации? На этот вопрос также должны найти ответ сами
организаторы презентации. Специалисты же утверждают, что слайд-фильм во
многих отношениях не уступает по убедительности
видеоматериалам.
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ аудио-визуальных материалов,
если об этом не забывают хозяева презентации, как раз и должна поставить
их на свое место. Они ни в коем случае не должны подавлять, оттеснять на
задний план значение основного события - устного ПР-обращения. При этом
печатные видеоматериалы (графики, таблицы и пр.) в момент обращения к ним
оратора подключают рациональную сферу сознания, аналитические способности
человека, его абстрактное мышление. Видеоролики, слайд-фильмы активизируют
как рациональное, так и эмоциональное сознание.
УВЛЕЧЕННОСТЬ
АУДИТОРИИ в зале во многом определяет выбор средств аудио-визуальной
поддержки. Небольшие группы гостей презентации вполне могут быть
удовлетворены таблицами, схемами, плакатами: они хорошо видны с близкого
расстояния, прочитываются публикой без потерь информации. Для больших
залов подходит слайд-проектор, позволяющий оптимально увеличить и
"картинку", и подпись к ней. Для презентаций, рассчитанных на
продолжительное время, подходят (помимо уже перечисленных средств)
видеоролики.
ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СЛАЙД-ФИЛЬМЫ лучше не включать в
программу презентации. Кажущаяся простота изготовления слайдов подвигает
самих организаторов "по-быстрому" сделать цветные диапозитивы,
смонтировать их в некую последовательность "красивых" кадров. Такие
самодеятельные слайд-фильмы обычно плохо работают на главные идеи
ПР-обращения. Специалисты делают такие фильмы профессионально, в единстве
с общей концепцией и презентации, и ПР-обращения. У них ценнейшее
качество: они осознают реальную обстановку в зрительных образах, видят мир
через видоискатель; они, наконец, умеют думать
"визуально"(!).
ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ Если
презентация не ограничивается одноразовым мероприятием, а рассчитана на
повторение в разных местах (городах), то возникает потребность в создании
видеосюжета, отражающего основные моменты живого действия. С такими
видеоматериалами перед разными аудиториями выступает кто-то из
представителей фирмы (организации), открывая показ и отвечая затем на
вопросы.
ВИДЕОСЮЖЕТ готовится независимо от первой "живой"
презентации. Он включает выступление оратора с ПР-обращением, блок
интервью (со специалистом, рядовым (типичным) потребителем, "человеком с
улицы", т.е. представителем потенциальной потребительской группы), часть
материалов видеообеспечения, специально переснятого для этого сюжета,
рекламные вставки.
АУДИОЭФФЕКТЫ создаются специально для данного
видеоролика. Закадровый текст читает диктор-профессионал, музыкальное
сопровождение, шумовое оформление - дело звукорежиссера и соответствующих
консультантов.
ЭЛЕМЕНТЫ ШОУ включаются в ролик для занимательности
сюжета, а также для акцентировки событий презентации (шлягер, викторина,
рекламная песенка и т.п.).
ВИДЕОМАГНИТОФОН, телевизоры и
видеокассета - вот и все техническое обеспечение презентации "на выезде".
Видеоролик, требуя большой предварительной работы, сторицей возмещает
затраты, расширяя целевую аудиторию, увеличивая масштабы воздействия
ПР-обращения.
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
Глава I. КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
Глава 2. PR-ОБЩЕНИЕ
Глава 3. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ ПО ПОЧТЕ
Глава 4. ИМИДЖ
Глава 5. РЕПУТАЦИЯ
Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Глава 7. КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 8. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ С ПРЕССОЙ
Глава 9. ПРЕСС-РЕЛИЗ
Глава 10. ИНТЕРВЬЮ В ЦЕЛЯХ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
Глава 11. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Глава 12. ОРГАНИЗОВАННЫЕ СОБЫТИЯ (МЕХАНИЗМ ПАБЛИСИТИ)
Глава 13. ПР-КАМПАНИЯ
Наша кнопка |
Если у Вас есть материалы, соответствующие тематике
библиотеки, или Вы нашли в И-нете книгу, которой нет у нас, пожалуйста,
присылайте их к нам или скиньте на E-mail
ссылку на адрес, где их можно взять. Все это делается исключительно
для Вашего удобства, что бы Вы всегда могли найти полезный материал
собранным в одном месте, а не разбросанным по десяткам сайтов
и книжных полок:)
|
Deforum.ru/ |
|