Большинство материалов этой библиотеки было взято из различных источников в И-нете.
Часть отсканирована и оцифрована мной лично. В случае, если размешение какого-либо материала в этой библиотеке является нарушением Ваших авторских прав
или противоречит действующему законодательству, просьба
связаться со мной по E-mail |
Понятия ритм и метр нередко смешивают, подразумевая под ритмом
любое повторение элементов, в том числе (и особенно) метрические
повторы, наиболее распространенные в технике.
В отличие от метрическою повтора закономерность, на которой основан
ритм, выражается в постепенных коли-чественных изменения в ряду
чередующихся элементов - в нарастании или убывании чередований,
объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы
тона и т. п. Ритм проявляется, таким образом , в закономерном
изменении порядка.
Метрический повтор даже при нескольких скоординированных рядах
элементов воспринимается в целом проще ритма. Это можно объяснить
тем, что ритм задает форме активное композиционное движение, связан
с проявлениями динамичности и с композиционным равновесием. Изменяй
порядок нарастания или убывания ритмического ряда, объем элементов,
их площадь, структурную насыщенность, тональности и т. п., можно
усиливать или ослаблять динамичность формы. Ритм связан с такой
особенностью зрительного, восприятия, как движение глаза в направлении
нарастания количественных изменений ряда.
Мы весьма чутко реагируем на едва заметное отступление от закономерности,
на которой строится ритмический ряд. Динамичность, придаваемая
форме ритмом, в композиционном отношении может потерпеть полное
крушение при нарушении закономерности изменении. В пределах выбранного
или обусловленного ритма варьирование невозможно, потому что изменение
одного элемента или шага неизбежно ведет к утрате динамичности
и целостности всей системы.
В качестве средства композиции ритм используется в художественном
конструировании как в тех случаях, когда его объективно предопределяет
конструктивная основа (сама функция), так и в тех, когда он создается
применением тона, цвета, элементов пластики и жестко не обусловлен
(т. е. сама закономерность ритма может быть задана).
Один из исследователей ритма в технике П. А. Кудин так определяет
его значение: "Для решения многих задач в художественном конструировании
важно знать, во-первых, как воспринимается тот или иной ритм;
во-вторых, каким образом он влияет на направление перемещения
взора и влияет ли; в-третьих, какие элементы ритма привлекают
внимание в большей степени, а также какие в меньшей. Понимание
особенностей восприятия ритма поможет выявить скрытые "резервы"
ритмического ряда и в какой-то мере предотвратить неправильное
использование ритма в художественном конструировании".
Здесь виден подход к ритму с точки зрения психофизиологии внимания,
что, несомненно, имеет большое значение для таких видов деятельности,
как работа оператора сложной системы. Нас же в данном случае интересует
прежде всего композиция. И здесь есть смысл обратиться к архитектуре,
где ритм используется на протяжении всей ее истории в самых различных
композиционных вариациях. На рис. 77, а жилой дом, построенный
на Смоленской площади в Москве по проекту академика архитектуры
Л. В, Жолтовского, великолепного мастера и глубокого знатока закономерностей
композиции. Главным фасадом здание выходит на оживленную магистраль
Садового кольца. Зодчий стремился к тому, чтобы композиция здания
как бы подхватывала и развивала движение улицы. Динамичность сооружения
достигнута в значительной мере с помощью ритма крупных декоративных
обрамлений окон верхних этажей. Здесь ритм строго закономерен:
он основан на постепенном увеличении интервала между вставками
на одно окно.
Мотивы ритма, которые в самых различных интерпретациях находят
отражение и в архитектуре, и в технике, показаны на рис. 77, а-д.
О здании на рис. 77, а мы уже говорили. На рис. 77. б показан
ряд условных моделей с равным проявлением ритма: 1 - ритм выражен
только в закономерном сокращении величины квадрата, в то время
как толщина контура и просветы между ними остаются постоянными;
2 - ритм более активен с убыванием толщины контура квадратов к
центру, так как он определен уже двумя величинами; 3 - ритм закономерно
развивается одновременно по всем геометрическим параметрам - размеру
фигур, толщине контуров и просветов; 4 - закономерность ритма,
несколько нарушена, так как толщины контуров и просветы между
элементами одинаковы, т. е. ритм переходите метр. На рис, 77,
в еще несколько примеров проявления ритма: 1 - постепенна нарастание
плотности структуры ажурной металлической конструкции; 2-5 - у
каждой из этих конструкции свое проявление ритма, выраженное равными
расстояниями между поперечными кольцами жесткости, а также характером
кривизны главных формо-образующих: 2 - замедленный ритм; 3-4 -
no-разному проявляющийся убыстренный ритм; 5 - ритм выражен одновременно
двумя структурными парамет - рами; г - развитие ритма групп элементов
при нарастании их визуальной "плотности" в рамках метрического
повтора групп; д - ритм развивается противоречиво и незакономерно.
Если в верхнем и нижнем рядах он нарастает в одном направлении,
причем не синхронно, то в среднем - в противоположном. Здесь одни
ряды как бы гасят движение в других. Закономерность становится
трудно читаемой. Если на практике возникает подобная ситуация,
полезно пометить своим цветом каждый ряд и по возможности разделить
их графически.
Организующая роль ритма в композиции тем активнее, чем сильнее
проявление этой закономерности. Ритм может быть выражен слабо,
когда изменения чередований или самих элементов едва заметны,
но он может быть и настолько сильным, мощным, что становится ведущим
началом композиции.
Небезразлично также, развивается ли ритм по горизонтали или по
вертикали. Развитие по вертикали во многом снимает композиционные
сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют
возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается
по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции.
Пожалуй, из всех средств композиции ритм особенно связан с психофизиологией
восприятии, и это понятно: ведь нарушение ритмического ряда выглядит
как явление явно негативное, как нарушение весьма строгой закономерности.
Идет ли речь о конструировании ажурной телебашни или простой вентиляционной
решетки с постепенным убыванием размеров колец и просветов, необходимо
проследить, чтобы ничто не нарушало ритма.
Наша кнопка |
Если у Вас есть материалы, соответствующие тематике
библиотеки, или Вы нашли в И-нете книгу, которой нет у нас, пожалуйста,
присылайте их к нам или скиньте на E-mail
ссылку на адрес, где их можно взять. Все это делается исключительно
для Вашего удобства, что бы Вы всегда могли найти полезный материал
собранным в одном месте, а не разбросанным по десяткам сайтов
и книжных полок:)
|
Deforum.ru/ |
|