Книги
по дизайну и о дизайне для дизайнера


А.Режепп, Ю.Степанов Эволюция баннерного искусства


Большинство материалов этой библиотеки было взято из различных источников в И-нете. Часть отсканирована и оцифрована мной лично. В случае, если размешение какого-либо материала в этой библиотеке является нарушением Ваших авторских прав или противоречит действующему законодательству, просьба связаться со мной по E-mail


Создание баннеров - особый раздел в web-дизайне. Из-за своих небольших размеров баннеры не так просты в исполнении - попробуйте разместить на пространстве 468x60 пикселей (а это еще самый большой из имеющихся стандартов) привлекательную и важную информацию и сделать ее приятной для глаза. Задача, похожая на попытку соединения имиджевого плаката на стене и рекламного модуля в газете. В случае, с баннерами дизайнеры оказались ограничены пространством настолько, что неизбежно возникла собственная стилистика.
 
Как и любой другой вид дизайна или искусства, дизайн рекламных баннеров претерпевает изменения. Несколько странно говорить об эволюции явления, история которого исчисляется единицами лет, но, тем не менее, за последние два года в российском Интернете можно было наблюдать, как меняется внешний вид этих web-модулей. О том, чем были обусловлены такие метаморфозы, - чуть позже.
 
На бесчисленных интернет-страницах вы встретите самые разные произведения баннерного web-искусства. Конечно, в большинстве случаев к искусству они отношения не имеют, но бывают и весьма достойные экземпляры. Сначала же - об основных тенденциях. Российский баннер обычно не слишком сложен, редко когда встретишь длинные сообщения, много картинок или развесистую анимацию. Чаще всего мы видим одно или пару изображений (по углам или в центре - это варьируется) и некий довольно краткий текст. Может присутствовать логотип и информация о том, куда вы попадете, нажав на этот баннер. А может и не присутствовать... Однако кажется, что количество баннеров, явно обманывающих или завлекающих клиента, снижается. Еще в прошлом году почти все баннеры изготавливались по принципу - чтобы человек нажал, а там разберется. Получались картинки, на которые нажимали до 30% видящих их людей (в основном, конечно, обыгрывалась эротическая тема), а попадали они на сайты магазина или компьютерной фирмы. Фирме-то было, может, и неплохо, а вот пользователи жаловались (очень часто испытываешь недовольство, попав совсем не туда, куда надеялся, и за это начинаешь ненавидеть и баннер, и компанию, на сайте которой ты очутился).
 
Насколько можно заметить, сейчас в большинстве случаев примерно ясно, что содержится на сайте, на который ведет баннер. Многие становятся просто имиджевыми - логотип и название сайта. Есть такие: нарисовано и написано что-то интригующее, а мелкими буквами сказано о том, что вас ждет на сайте. Главное - привлечь внимание, пусть человек хотя бы запомнит твой баннер. Кстати, и количество ложных элементов интерфейса, столь популярных недавно, тоже уменьшается. Более честными становятся наши изготовители баннеров! Около двух лет назад вставить в баннер окошко традиционного интерфейса практически означало обеспечить ему успех. И вставляли не только окошки, но и выпадающие меню, курсоры, короче, лишь бы наивный зритель запутался и нажал. А уж куда он попадет - это не важно. Теперь все немного успокоились, тем более что посетителей сайтов теперь так просто не обманешь, да и цензура, введенная основными баннерными сетями, тоже оказывает свое влияние. Теперь все чаще баннеры стараются делать привлекательными за счет каких-то "честных" приемов. А как сделать баннер бросающимся в глаза и одновременно информативным? Несомненно, для этой цели лучше всего подходит анимация.
 
Анимация используется сегодняшними создателями баннеров во все большем масштабе, одновременно она становится все сложнее. Можно выделить два вида анимированных баннеров. В первых движение сведено к минимуму - только чтобы человек выделил баннер взглядом из равномерного текста страницы. Подпрыгивающая буква, меняющееся слово, подмигивающий человек - так можно слегка оживить статичный баннер.
 
Во втором случае на этом небольшом прямоугольнике происходит нечто сложное - движение проходит по всей поверхности, будь то картинки или изменения текста. Понятно, что, используя анимацию, можно добиться более внушительных результатов - во-первых, гораздо легче привлечь внимание, во-вторых, рассказать все, что хотите (количество печатных знаков некритично, так как текст показывается последовательно). Размер файла при этом увеличивается, но это не всегда является проблемой.
 
Вообще, если говорить о российской сети, то законодателей мод не так уж много. Студия Лебедева (http://www.design.ru/) любит изготавливать намеренно простые в графическом отношении баннеры, правда, при этом очень грамотно сделанные с точки зрения использования шрифта. На таком баннере обычно бывает одна надпись, скорее всего не очень серьезная, и логотип. Анимация минимальна - может покачиваться буква или что-то в этом роде. У Русарта" (http://www.studio.ru/) другая стратегия - на поверхности баннера происходит чуть ли не полноценный мультфильм.
 
Естественно, те любители, что делают баннеры, чаще всего обращаются за примерами к Лебедеву. Просто потому, что его стиль вызывает представление о кажущейся легкости. Изобрести сложный фильм, да еще и нарисовать его под силу далеко не всем. Тем более что дизайном в сети все-таки у нас пока занимаются в основном люди, не имеющие специального образования. Как следствие, на российских сайтах чаще встречаются баннеры не очень сложные графически. Нередко используется и вовсе минималистский подход - на ровном фоне пара слов огромными буквами. Конечно, когда это не переходит границы вкуса (наверное, очень многие "полюбили" баннер, на котором мигало невероятных размеров и уродства слово "ПРИМАКОВ"), это может сработать на пользу - такой баннер загружается мгновенно.
 
С чем же связан переход к большему использованию анимации и меньшему - ложной информации и различных окон-кнопок? В основном с тем, что и дизайнеры баннеров, и рекламодатели осознают, что CTR (коэффициент кликабельности) - это не главное достоинство баннера. Баннер с высоким CTR, но не говорящий о сути сайта, на который он ведет, работает только на те пять, максимум, десять процентов пользователей, которые на него нажимают, а баннеры, которые честно говорят о рекламируемом сайте, работают и на остальные 90%, которые, даже не нажимая на баннер, уже получают часть рекламной информации. К тому же среди нажавших на "честный" баннер гораздо выше процент действительно заинтересованных темой сайта. Соответственно, общий результат все равно будет выше именно у "честных" баннеров.


Также на перемены в баннерной политике повлияло и увеличение количества систем обмена баннерами. В результате того, что в России стало действовать уже не менее трех таких систем, а участников у каждой из них становится все больше, сейчас чуть ли не каждый сайт считает достойным вступить в одну из баннерных сетей. И вот практически на каждой странице мы видим по крайней мере по одному баннеру. Естественно, зритель становится разборчивей. На "обманки" он теперь не попадается (а чтобы попался, надо изобрести что-то новое - или хотя бы сделать баннер с прозрачным фоном, чтобы он вписался в окружение. Тогда, может быть, если под ним не указано "реклама на нашем сайте", какой-нибудь несчастный, подключившийся три дня назад, и нажмет.). На статичные баннеры реагируют все реже - картинка и картинка, висит себе. Приходится делать графически завлекательные баннеры и добавлять все больше движения. Хорошим толчком для развития этого направления в дизайне может стать появление нового стандарта (кроме GIF и JPEG). Сейчас таких технологий существует несколько, и кандидатом на новый стандарт может стать формат Shockwave Flash, разработанный компанией Macromedia.
 
Macromedia. Как меняются баннеры в течение времени, можно проследить на примере рекламной компании теннисного турнира St Petersburg Open, организаторы которого два года подряд заказывали дизайн сайта и баннеров в web-студии компании "Петерлинк". В первый год были изготовлены исключительно имиджевые баннеры - передано некое ощущение тенниса, логотип, дата и все. Анимация не была задействована. В следующем же году показалось скучным делать статичный баннер, да и на кликабельности это наверняка сказалось бы не лучшим образом. К тому же теннис - тема, прямо располагающая к движению. И вот для турнира 99 года уже вся серия баннеров была сделана с анимированными элементами. Причем, пара самых нагруженных в плане движения баннеров оказалась и самой кликабельной!
 
А теперь можно посмотреть на американские баннеры и представить, что произойдет у нас через несколько лет, когда мы, как обычно, поднатужимся и догоним дикий Запад. Хотя, насчет догоним - не знаю, придется ли. Почему-то практически на всех встреченных заграничных баннерах присутствует уже выходящее из российской баннерной моды сообщение . Может быть, иностранный пользователь не понимает, что перед ним баннер? Или ему лишний раз напоминают, что баннер существует для того, чтобы на него нажимать? Смех смехом, а на поверку этот психологический прием хорошо работает. Статистика показывает, что CTR таких баннеров выше на 10-15%. Зато на иноязычных сайтах почти не встречаются баннеры с неясным смыслом. Почти везде сразу сообщается, что за компания, что предлагает и т. д. Наверное, западные рекламодатели уже поняли, что пользователь, пресыщенный баннерами, не нажимает на них просто так, а лишь в том случае, если эта информация его интересует. Поэтому баннеры стали предельно ясными в плане информации, зато очень насыщенными графически. Анимация на западных баннерах на порядок сложнее нашей. Количество кадров обычно больше десяти, при этом вы успеваете прочитать не меньше трех полноценных предложений, в которых разворачивается настоящее действие по всем правилам - завязка, развитие и развязка, заканчивающаяся призывом "Нажми меня!".
 
С графикой в иностранных баннерах тоже все в порядке - обычно они не вызывают немедленного отторжения. Весьма же часто попадаются и просто отличные, на которых есть и смешное сообщение, и призыв зайти на сайт, и информация о сайте, да еще и картинка. Кстати, кажется, в западной сети больше баннеров с рисованными элементами, чем в нашей.
 
У нас пока значительно чаще используются фотографии. Скорее всего потому, что это, во-первых, быстрее, а во-вторых, проще в исполнении. Но надо отметить, что стилистика рисунка от руки хороша для баннера хотя бы потому, что можно ограничиться небольшим количеством цветов и файл будет не так велик. Но для этого нужно уметь рисовать... Еще, судя по иностранным работам, скоро наши изготовители баннеров будет более осмотрительно использовать разные "навороченные" шрифты.
 
Так что прогресс во внешнем виде баннерной рекламы уже есть, а через некоторое время, будем надеяться, все станет еще лучше. Такой вот оптимистический прогноз!
 
Запрещенные баннеры
 
Баннерные сети вводят ограничения на содержание баннеров. В настоящий момент повсеместно запрещены:

  • элементы интерфейса, делающие баннер неотличимыми от, например, системных сообщений ОС;
  • слишком откровенная эротика, граничащая с порнографией;
  • часто мигающие баннеры, раздражающие взгляд.

Кроме этого в связи с активизацией политической рекламы некоторые сети накладывают ограничения на политические баннеры - на них не должно быть рекламы политиков, призывающих к национальной розни, насилию, шовинизму, расизму. Также из баннера должно быть ясно видно, на какой сайт он ведет.


Наша кнопка

Если у Вас есть материалы, соответствующие тематике библиотеки, или Вы нашли в И-нете книгу, которой нет у нас, пожалуйста, присылайте их к нам или скиньте на E-mail ссылку на адрес, где их можно взять. Все это делается исключительно для Вашего удобства, что бы Вы всегда могли найти полезный материал собранным в одном месте, а не разбросанным по десяткам сайтов и книжных полок:)

DeForum: крупнейшая дизайнерская тусовка Рунета

Deforum.ru/


БИБЛИОТЕКА | УСЛУГИ | ГОСТЕВАЯ | ССЫЛКИ | КОНТАКТЫ

Since 13.02.2004 :)        © А.М.Е. 2004 г

Hosted by uCoz